Версия для слабовидящих

Занятие «Противоречие, конфликтующая пара»

E-mail Печать

Конспект занятия по теме «Противоречие, конфликтующая пара», проводимого в дистанционном формате, предназначен для педагогов дополнительного образования детей, ведущих занятия по направлению ТРИЗ.

Представленное занятие проводится с детьми 7-9 лет по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Технология творческого мышления. (Основы ТРИЗ с элементами дизайна и профориентации)». Тема занятия является достаточно сложной и предназначена для подготовленных детей. В первой, теоретической части занятия предполагается владение учащимися такими понятиями как «система», «энергия», «вещество», «структура», «свойства», «конфликт», на основе которых базируется новая тема. Объяснение опирается на доступные примеры разрешения противоречий в природе. Трудность изложения усугубляется отсутствием предназначенного для данного возраста учебного материала в сети Интернет. В качестве задания предлагается ситуация с элементами сказки, что повышает интерес ребенка к решению задачи.

Дистанционная связь с учащимися осуществляется через Гугл-диск и электронную почту. Выполненные задания учащиеся пересылают в виде фото или документа Word. Обратная связь педагог-учащийся осуществляется через электронную почту индивидуально.

Презентация к занятию


Педагог дополнительного образования: Назаренко Галина Валентиновна
Название объединения: «Технология творческого мышления. (Основы ТРИЗ с элементами дизайна и профориентации)»
Год обучения: 2
Тема занятия: «Противоречие, конфликтующая пара»


Цель занятия

Формирование правильного понимания противоречия в решении изобретательских (творческих) задач.

 Задачи

1. Улучшение качества решений задач.
2. Формирование способности оценивать задачу и ее решение по разным факторам.
3. Развитие системного мышления.

План занятия

Теория
1. Диалектика
2. Единство и борьба противоположностей
3. Примеры
4. Конфликтующая пара
5. Противоречие

Практика
1. Решение изобретательской задачи с формулированием противоречия и конфликтующей пары (бирюзовым цветом выделены задания и те моменты, на которые надо обратить внимание).


Теория

Задание: прочитайте вдумчиво, не торопясь. Если вы поймете то, что здесь написано, то считайте, что «ключик у нас в кармане», то есть вы сделали огромный шаг в своем понимании ТРИЗ. Если не поймете, прочитайте еще раз. Тема сложная, но очень важная.

Начнем издалека. Есть такая наука – диалектика. Это наука о развитии всего на нашей планете. Наука диалектика имеет свои законы. Один из законов – единство и борьба противоположностей. Что это значит? Это значит, что всё на Земле имеет свою противоположность.
Например, если бы не было ночи, мы бы не понимали, что такое день. Если бы не происходило что-то медленно, мы бы не понимали, как это – быстро. У истока река течет быстро – вспомни ручеек. А в дельте (там, где река впадает в море) она течет медленно.

Теперь еще один пример. Если рядом 2 предмета – один холодный, а другой горячий, то горячий будет нагревать (передавать тепло, или по-другому - энергию) холодный предмет. Холодный всегда будет охлаждать теплый. То есть он будет забирать энергию у теплого, а теплый – отдавать холодному. Так происходит со всеми предметами, веществами и газами на нашей планете. Если ты долго гулял зимой, и у тебя замерзли руки, то мама берет твои руки в свои и греет их, то есть передает свою энергию тебе. Получается, в результате возникновения неравенств температур, энергия перетекает из одного пространства в другое (в нашем случае от одного человека к другому). И этот процесс бесконечен.

Сложно! Идет великий процесс самоорганизации и выравнивания материи по энергии, по веществу и другим параметрам. Этот процесс в закрытых системах (не связанных с другими системами…Разве это возможно на нашей планете?) неизбежно привел бы к выравниванию энергий и, в конечном счете, к исчезновению движения самой материи. Но этого не происходит потому, что в мире не существует закрытых систем, все связано со всем и всякое явление двойственно.

Если какая-либо система, отдав или приняв свою энергию или свое вещество, изменяется, она становится неравной с другой системой и процесс самоорганизации возникает с новой силой. Учитывая, что мир бесконечен, процесс выравнивания, то есть движения материи, так же бесконечен. 

Таким образом, в ходе взаимодействия этих противоположных сил осуществляется вечное движение материи и энергии в космосе. Неравенства по энергии, веществу, структуре, свойствам и другим параметрам, порождают противоречия, которые возникают как внутри самой системы, так и между системами. Это и является движущей силой. Противоречия могут иметь различную степень борьбы – от простого различия (непохожести), неравенства, противоречивости, до крайне обостренных, непримиримых форм. Однако, взаимодействие противоположностей никогда не приводит к полному уничтожению одного объекта другим, как может показаться на первый взгляд. Происходит слияние объектов, их объединение с сохранением необходимых свойств и с появлением нового качества, которого раньше не было. Полное уничтожение какой-либо стороны энергетически не выгодно природе, потому что тогда противоположная сторона не получает новых качеств и не изменяется. Энергетически выгодней дополнять друг друга, использовать от старого то лучшее, что имелось ранее, переработать его и подняться на новую ступень развития. Новое никогда не бывает без использования части старого. В этом так же есть великий смысл единства и взаимодействия противоположностей.

Итак, единство противоположностей, есть сущность (суть, смысл) мира, в котором мы живем. Яд несет смерть живому, но он же является лекарством. Огонь греет и спасает от холода, но он же может убить и сжечь. Кислород обеспечивает обмен веществ в организме, но он же и разрушает его. Воздух оказывает сопротивление самолету, но он же обеспечивает подъемную силу крыльям. И многое, многое другое…

Противоположности не исключают друг друга, а напротив, предполагают одна другую, они существуют в едином предмете или явлении, и немыслимы друг без друга. И чем дальше вглубь мы проникаем в наш мир, тем все больше обнаруживаем в нем таких сущностей. Вероятно, мир был таким всегда и таким останется. Замечать и выделять единство противоположностей, это значит не только более правильно понимать мир и происходящие в нем события, но и принимать наиболее экономичные и наилучшие решения во всех областях нашей деятельности, в том числе и в технике.

- Один из библейских персонажей, подняв глаза к небу, с горечью спросил:
«О, Боже, зачем ты допускаешь зло?»
С небес послышался ответ – «А как бы вы тогда поняли, что такое добро?»
- «Противоречие движет миром», – говорил древнегреческий философ Гераклид.
- «Вероятно, природа стремится к противоположностям и из них создает согласие...» - это уже слова античного философа Аристотеля.

Современная наука, все глубже и глубже изучая мир, полностью подтверждает самодвижение природы за счет возникновения неравенств, переходящих в противоположности, возникновения противоречий и их последующего разрешение.
Теперь более подробно рассмотрим примеры единства противоположностей и их взаимодействие в природе.

Пример №1 Яблоко

Семена некоторых растений, таких как яблони, сливы, груши и т.п. крупные и тяжелые, поэтому они не могут уноситься ветром на новые жизненные пространства. Для переноса таких семян природа выбрала животных. Но при этом возникло противоречие – семена должны быть съеденными, чтобы переместиться на новое место и не должны быть съеденными, чтобы оставаться живыми.
Природа разрешила это противоречие тем, что снабдило семя толстой съедобной оболочкой - мякотью.

triz-1  triz-2  Такое семя с удовольствием поедают животные и уносят их в своих желудках на новое место. При этом сами семена, защищенные твердой скорлупой, не перевариваются полностью пищеварительными соками и выходят из желудка, сохраняя способность к прорастанию. Таким образом, произошло взаимное удовлетворение противоречивых требований – животные сыты и семена живые, причем попадают они на новое место жительства вместе с удобрением.

 Пример №2 Памятник комару

На Аляске и на Ямале (полуостров в России) местные жители поставили памятник ... комару. Эти насекомые не могут жить и размножаться без крови животных. За что же поставили памятник этим кровососам? Дело в том, что без комара северные олени так же умерли бы с голода. А без оленей и люди не могли бы выжить в этих суровых арктических условиях. Стада оленей перемещаются по тундре только под натиском комаров. Весной и летом олени уходят от комаров на север, а осенью возвращаются назад в более южные районы. Постоянно перемещаясь по огромным просторам тундры, олени поедают скудный ягель, который является их основной пищей. Больше ничего в тундре не растет. Без комаров, олени, чаще всего, остаются на одном месте, вытаптывают и съедают весь трудно и редко растущий ягель и голодуют. Такое, к сожалению, иногда бывает. Замечено, что при малой численности комаров поголовье оленей так же убывает.

triz-3
Памятник комару на Ямале. 
А еще местные жители убеждены в том, что комар не пускает на Север слабых людей, которые являются обузой и источником лишних забот. На Крайнем Севере могут жить только здоровые, сильные, терпеливые и выносливые люди. И там действительно живут такие люди. В какой-то степени в этом есть заслуга комара, и за это ему поставлен памятник. Как видим, конфликтующие системы - комар и олени, комар и люди при взаимодействии друг с другом, создали новое качество, которое помогло обеим сторонам повысить жизнестойкость в суровых условиях Крайнего Севера.

Самое интересное то, что закон единства и борьбы противоположностей соблюдается и в других областях жизни – в экономике, образовании, политике, технике.

Какие же выводы мы сделаем из всего выше написанного:

  • Противоречивость природы носит всеобщий, универсальный характер. Любые объекты, явления, события включают в себя неравные или противоположные стороны, которые и составляют единое целое.
  • Взаимодействия неравенств и противоположностей порождают противоречия, которые являются, в конечном счете, самым глубоким источником и коренной причиной самодвижения и развития мира.
  • В природе нет противоречий в том понимании, как их осознает человек. Есть неравенства, переходящие в противоположности, но которые, тем не менее, приводят к согласованию, сотрудничеству и дальнейшему развитию. Неравенства и противоположности человек воспринимает как противоречия. Этим термином мы пытается вербализировать (отобразить словами) сложнейшие процессы развития природы и общества. 

Разрешение противоречий сопровождается не уничтожением одного объекта другим, а объединением конфликтующих сторон (в ТРИЗе - конфликтующих пар - КП) с образованием нового качества, которого раньше не было, но которое стало необходимым в новых создавшихся условиях.

Человеческое мышление также подчинено всеобщему закону единства противоположностей – (вспомните, когда мы решали задачи по логике: индукция - дедукция). Взаимодействие этих противоположностей порождает новое качество, новое знание.

Таким образом, единство и взаимодействие противоположностей является движущей силой развития любого объекта - материального, интеллектуального, духовного. В мире техники так же соблюдается этот великий закон – единство противоположностей. 

Здесь хочется еще добавить, что выражение – «единство и борьба противоположностей» не точно отражает суть происходящих явлений. Термин «борьба» предполагает уничтожение или порабощение одного объекта другим. В то же время мы наблюдаем, что объекты не уничтожают друг друга, а объединяются с оставлением лучших качеств, что позволяет им подняться на новую ступень развития. По этой причине лучше термин «борьба» заменить на термин «взаимодействие».

Мы это запомним, но менять название закона не будем, будем просто учитывать это.


Практика

А теперь задача!

Жил был простой деревенский парень Том. Как-то раз в солнечный день прогуливался он по полю, на котором росли одни ромашки. Вдруг увидел крошечного старичка. “Это эльф, – догадался Том. – Вот так удача – ведь у всех эльфов где-то в земле припрятан кувшин с золотом!” Том быстро схватил малютку-эльфа и грозно спросил:
- Где твое золото? Показывай!
Эльф хотел вырваться и убежать, но где там! Пришлось ему согласиться...
– Копай здесь, и найдешь большой кувшин, полный золотых монет – сказал он, указав на одну из ромашек.
Но вот досада! Том не мог выкопать кувшин! Нужно было бежать домой за лопатой. А чтобы не ошибиться, где копать, он достал из кармана красную ленточку и завязал ее на ромашку. Но тут же засомневался и сказал эльфу:
– Поклянись, что ты не снимешь эту ленточку с ромашки!
Старичок поклялся верой и правдой, что пальцем не тронет ее, очень вежливо попрощался с Томом и исчез среди густых ромашек.
Обычно эльфы помогают людям, но Том вел себя грубо, поэтому маленькому человечку совсем не хотелось отдавать ему сокровище. Но что можно сделать – ведь он поклялся Тому не трогать ромашку?

Напиши, какое противоречие надо устранить эльфу?
Сложность в том, что эльфы не обманывают, трогать и срывать ленточку нельзя.
И еще помни, что это изобретательская задача – в ней может быть несколько правильных ответов.

 

 
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Контакты

Тел.: +7 (812) 241-27-01 
Факс: +7 (812) 241-27-02

пн-пт: 08:00 - 21:00
сб: 11:00 - 19:00
вс: выходной

Электронная почта: 
gorcentr@mail.ru

Фактический адрес: 191036, Россия, Санкт-Петербург, ул. 6-я Советская, д. 3



Автопробег

Автопробег

"Нам дороги эти забыть нельзя..."

Петербургский экран

Петербургский экран

Международный фестиваль

Виват технари!

Виват технари!

Программа мероприятий для воспитанников центра

Спартакиада

Спартакиада

По техническим и прикладным видам спорта