Занятие «Фактчекинг. Фейки»

Практики реализации дистанционного обучения - Медиацентр
Печать

Представленный педагогом опыт актуален для занятий по программам социальной и технической направленности, связанными с журналистикой, кино- и фото- творчеством и работой Медиацетров.

Тема подлинности информации и умение отличить подделку ("фейк") очень важна для начинающих журналистов. Материал доступен для восприятия разновозрастными группами. Теоретический учебный блок опирается на материал презентации, которая содержит всю основную информацию по теме и примеры для разбора подлинности или ложности сведений. 

В качестве практической части обучающимся предложены видео, позволяющие освоить практический опыт по выявлению фейков в СМИ, и командная игра «Верю – не верю», которая направлена на понимание культуры медиапотребления, навыки анализа и проверки информации. Данные задания направлены на развитие критического мышления, памяти, умений осуществлять поиск информации и ее анализировать. 

Взаимодействие с обучающимися происходит с помощью Google-сервисов, ресурсов Интернета и социальной сети «ВКонтакте», ссылки на которые представлены в конспекте занятия.


Название объединения: «Медиацентр»
Год обучения: 1
Тема занятия: «Фактчекинг. Фейки»


Цель занятия
  • Познакомить обучающихся с понятиями «фактчекинг» и «фейки», на основе данных понятий продолжить формировать умения отбирать и анализировать информацию.
  • Ввести понятие ответственности журналиста за представляемую информацию.
План занятия

Теория
1. Понятие «фэйк».
2. Что такое «фактчекинг»?
3. Особенности работы с новостями.

Практика
1. Практические приемы по распознаванию фейков. Работа с материалами видео.
2. Выполнение практического упражнения в виде игры «Верю — не верю» на сайте medianavigator.org


На основе материалов презентации https://drive.google.com/open?id=1OHkba0vN5pKrLOVIAzoqN-HeyQBaD_oU

1. Что такое «фактчекинг»?

Понятие «фактчекинг» пришло из журналистики. Точнее из принципов работы редакции: редакционный фильтр – необходимое условие в технологии работы журналиста. Технология эта обусловлена этическими принципами: независимость, объективность, беспристрастность, точность. Благодаря соблюдению этих принципов появляется доверие аудитории и формируется репутация издания.
Объект исследования фактчекинга должен иметь какой-нибудь конкретный факт. Однако в публичных заявлениях часто встречаются фейки и фактоиды. Каждое из этих понятий имеют свое определение и особенности.
Факт – подкрепленное надежными свидетельствами событие, которое действительно произошло. У разных людей может быть разный взгляд на одно и то же событие, но с фактами не поспоришь. Именно поэтому факт должен быть не просто установлен, но и проверен и доказан.
Для журналиста-фактчекера объективное освещение событий означает правдивое воспроизведение фактов, действительности. Поэтому искажение фактов – это преступление против объективности и беспристрастности.
В современных цифровых коммуникациях всё более актуальным становится понятие «фактоид». Это изначально несуществующий факт, который, будучи опубликованным в медиа, получает живую реакцию и оценку. А они, в свою очередь, влияют на картину мира и действия людей. Не так уж важна истина на самом деле, если эффект реален.

2. Понятие «фэйк»

Фейк – от английского fake – фальшивый, поддельный. Фейк – это ложные новости или сообщения, которые генерируются в онлайн-пространстве.
Фейки могут выглядеть как комментарии под реальными новостями, как личные мнения, высказанные в социальных сетях.
Целью фейков является придание ложным фактам вес и значимость, внедрить их в различные информационные каналы, чтобы охватить как можно большую аудиторию. Фейки содержать лживые факты, которые могут быть легко опровергнуты. Как правило, фейки подаются под громкими и сенсационными заголовками.
Виды фейков:
• Неумышленные
• Фактологические
• Намеренные

3. Особенности работы с новостями

Чтобы овладеть искусством фактчекинга, нужно освоить и придерживаться следующих базовых правил :
• Ищите первоисточник или подтверждение информации из нескольких независимых источников;
• Спросите противоположную сторону;
• Учитесь распознавать фейки;
• Помните: точность фактов важнее сенсации;
• Используйте социальные сети осторожно;
• обратитесь к эксперту;
• обращайтесь к сайтам проверки фактов.
Для проверки новостей можно использовать проекты «Проверочную» и «Лапшеснималочную». Это русскоязычные сайты для выявления фейков.


Практика

1. Практические приемы по распознаванию фейков

Работая с материалами видеороликов вы научитесь проводить первичную проверку своих источников информации на наличие фейков.

Как отличить поддельные фото?
https://www.youtube.com/watch?v=9A01JizLZ64

Как отличить настоящее видео от фейкового?
https://www.youtube.com/watch?v=9U2xEknbfao

Как распознать фейк?
https://www.youtube.com/watch?v=6wAQCHur6i0

Как отличить фейковую новость от настоящей?
https://www.youtube.com/watch?v=E9TOmIk5lDA

2. Выполнение практического упражнения в виде игры «Верю — не верю» на сайте medianavigator.org

Цель игры: понимание культуры медиапотребления, навыки анализа и проверки информации.
Оборудование: подборка фейков в соцсетях. Участникам не потребуются технические средства для выполнения заданий.
Описание хода игры: участникам предлагается познакомиться с подборкой фейков. Он обращает их внимание на то, что к фейку одного типа относится от 1 до 3 иллюстраций в подборке.
Участники могут объединиться в команды по 2-3 человека.
Задача игроков: определить, что является недостоверным в каждом посте, и предложить способы проверки этих сведений.

Правила работы:
• команды смотрят на иллюстрации и в течение 3 минут обсуждают, что именно является недостоверным и как это проверить;
• одна команда (по жребию) рассказывает о недостоверности иллюстраций и знакомит других со способами проверки информации.
После обсуждения результатов педагог предлагает участникам создать список навыков, которые они получили, выполняя это задание.
Упражнение на сайте https://medianavigator.org/exercise/9